rubeen

Семинар-практикум для педагогов

«Формула здоровья педагога»

Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.

Задачи: мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.

Перед началом семинара педагоги заполняют анкеты.

Ход семинара-практикума:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме.

Для начала мы познакомимся друг с другом.

А начнем нашу встречу с разминки «Я - особенный» (психолог)

Каждый участник называет свое имя и сообщает, почему он особенный. Необходимо назвать хотя бы одну особенность, которая его отличает от всех остальных участников семинара. Это могут быть какие-то внешние признаки (цвет волос или глаз, форма носа и другое), хобби и увлечения, достижения в жизни, необычные события и т.д. Если хоть кто-то из педагогов говорит, что у него тоже есть такая особенность, то первоначально названная особенность в зачет не идет и надо назвать что-то иное.

Главная тема нашей встречи — здоровье. Подумайте и скажите, что необходимо человеку, чтобы чувствовать себя хорошо не только физически, но и психологически, наполненным энергией, уверенным в том, что способен свернуть горы, преодолеть все препятствия?.. Определите это словосочетанием.

Мозговой штурм «Что необходимо человеку для здоровья»

Примечание. Все высказывания записываются на доске.

Получать удовольствие!

Позволить себе быть свободным!

Избегать оценок и суждений!

Чувствовать свои собственные ощущения!

Во всем искать и находить позитив!

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.

Глубоко ошибается тот, кто считает, что о своем здоровье должны заботиться только люди старшего возраста. И в молодости человек должен беречь свое здоровье. Иначе старость он встретит далеко не в лучшей форме. А как же вы относитесь к своему здоровью? Узнать это вам поможет тест на здоровый образ жизни, который вы заполнили.

Озвучивание результатов теста на здоровый образ жизни

Какой бы результат у вас не получился, можно сделать вывод о том, что заботиться о своем здоровье необходимо каждому человеку!

Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей - дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства - все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.

Физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. Следующее упражнение будет направлено на то, чтобы создать эмоционально - позитивное единство.

Упражнение «10 секунд»

Цель: преодоление тревожности участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; создание позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого - нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?    Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка).

По длине волос.

По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы? Как себя чувствуете? Готовы к продолжению нашей встречи?

Упражнение «Собери целое»

Цель: активизация на работу.

Инструкция: Работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про здоровье. Задача - собрать части высказываний в единое целое и пояснить смысл высказывания.

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л.Н. Толстой)

«Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства». (Эпиктет)

«Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». (В.В. Маяковский)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)

«Гимнастика удлиняет молодость человека». (Д. Локк)

«Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым». (У.Пенн)

«Здоровый дух. В здоровом теле - вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире». (Д. Локк)

Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья?

Флэшмоб «На зарядку становись» (инструктор по физической культуре)

Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.

По команде: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно - голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.

Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно. Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка. Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.

Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; 

Указательный – улучшает работу желудка;

Средний – кишечник и позвоночник;

Безымянный – улучшает работу печени;

Мизинец – помогает работе сердца.

Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной  и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Педагоги выполняют пальчиковый массаж.

Существует еще одна уникальная методика, которая позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга. 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих при этом наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому, многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. (На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!)

«Гимнастика для ума»

В случае, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
        1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
         2.  «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

3.  «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

4.  «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью да наоборот».

5.  Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

Психолог. Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся чувства. Владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.)

Упражнение «Комплимент»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас попробуем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения? Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Мои достоинства»

Цель: осознание своего «Я», повышение самооценки, улучшение эмоционального самочувствия.

На большом листе бумаги составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки. 
Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас значимо, а через какое-то время – к самым разным людям. Они вам помогут найти ваши достоинства. Все доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте в список.

Вот несколько примеров простых конструктивных утверждений: 
- День ото дня я становлюсь опытнее, сильнее, энергичнее – как в интеллектуальном, так и физическом плане. 

- Я становлюсь спокойнее и меньше переживаю из-за жизненных неурядиц. 
- Я легче справляюсь со стрессом.

Итак, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, мыслить конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому росту и поиску новых альтернативных путей преодоления профессиональных проблем. Умение позитивно мыслить, владеть своим поведением – ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это – тот ресурс, который не позволит вам стать жертвой негатива.

Упражнение «Реклама здорового образа жизни»

Участникам презентуют аудитории рекламу какого-либо компонента здорового образа жизни, например: закаливания, правильного питания, полноценного сна и т. п.

Медитация «Создание выразительного образа Я»

Станьте прямо, закройте глаза и сосредоточьте всё внимание на своих телесных ощущениях. Представьте, что все ощущения принадлежат красивому молодому деревцу. Ощутите себя этим молодым деревцем.

Почувствуйте, как жизненная энергия питает всё ваше тело. Живительная сила, поступает через ноги, проходит через всё тело...

И заполняет тело энергией снизу доверху. Энергия наполняет каждую клеточку организма свежестью и бодростью.

Ощутите, как организм жадно впитывает эту живительную энергию.

Весь организм оживает, пробуждается от спячки. Грудь медленно распрямляется. Плечи сами собой опускаются.

Хочется сделать вдох полной грудью (глубокий вдох и свободный выдох).

Тело медленно и плавно выпрямляется. Позвоночник принимает идеальное положение. Осанка становится стройной. Шея принимает удобное положение. Плечи опускаются, голова выпрямляется.

Деревце всем своим естеством тянется к солнцу, к теплу, к радости, к насыщенной жизни.

Ощутите это состояние пробуждения и мысленно произнесите:

«Я – сильная, активная, целеустремлённая личность.

Я открыта для новой, яркой и насыщенной жизни. Я живу здесь и сейчас, каждую минуту, каждую секунду. Я ощущаю, как живительная энергия распространяется по всему телу.

Каждое мгновение я ощущаю новый прилив силы и бодрости».

Организм пробуждается от спячки! Насладитесь этим пробуждением!

Сделайте глубокий вдох, затем с выдохом потянитесь всем телом вверх.

Потянитесь с удовольствием!

Сделайте ещё один глубокий вдох и ещё раз потянитесь вместе с выдохом.

Насладитесь бодростью и приятным чувством пробуждения! Сделайте встряхивающее движение всем телом! Сделайте это с наслаждением! Откройте глаза!

Посмотрите на лица друг друга. Произошли какие-либо изменения во внешнем образе? Что вы испытывали в процессе игры? Появились ли новые ощущения?

Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод — от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья:

100-процентное здоровье = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда + 50% образ жизни.
Важно! 50% — образ жизни. То есть это та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. (слайд 6)

Подведение итогов

Участникам раздаются вырезанные из цветной бумаги цветы и бутоны. Задача - на лепестках цветов написать, что нового узнали на семинаре, какие открытия были сделаны, возможно - какие положительные эмоции и мысли появились. На бутонах здоровья лично вы вывели для себя?».

Ритуал прощания «Волшебная шкатулка»

Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием. Можно рекомендовать педагогам сделать подобие «волшебной шкатулки» дома и каждое утро вытаскивать по одной записке.

Новости образования