Беседа с родителями
«Насилие над ребёнком. Как егo предотвратить?»
Сегодня, к сожалению, насилие над детьми превратилось в обычное явление. Большинство людей уже привыкли, даже смирились или стараются не замечать жестокого обращения с детьми, пренебрежение их интересами, эксплуатации – это ужасно.
Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны различными причинами:
- семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),
- в качестве наказания, неадекватными родителями,
- специфическими культурными, национальными или религиозными факторами,
- сочетанием специфических характерологических особенностей взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;
- жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех и вся.
Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
Наряду с этим факторами риска подвержения ребёнка насилию могут выступать:
- наличие у ребёнка физических недостатков,
- врождённые уродства,
- сходство с нелюбимым человеком,
- нарушения в поведении (чрезмерная активность),
- нежеланный ребёнок.
Различают 4 основных формы насилия над детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие может проявляться в виде пощёчин, пинков, толчков, нанесения ожогов, удушения, грубого хватания другого человека, отбрасывания партнёра в сторону или наземь, бросание предметов в другого человека и т.д.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию, демонстрация эротических материалов, эгсгибиционизм перед ребёнком, принуждение его к раздеванию и т. п. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других людей на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, вовлечение в секты (использование гипноза, интенсивных консультаций «один на один», монотонного пения, «бомбардировка любовью», повторяющиеся угрозы санкций за уход);
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- одинокое грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К данному виду насилия относятся:
- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а так же в совершение правонарушений;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения.
Каковы же последствия перенесённого насилия. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечают сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия. До 10% детей – жертв насилия – погибает, у большинства появляются серьёзные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться. Создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
Как правило причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
Как же можно предотвратить насилие? Можно ли защитить наших детей?
Наших детей можно защитить. Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Они гарантируют обеспечение прав ребёнка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и нарушающих или ограничивающих их права и свободы.
В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1990 г., подчёркивается: «…ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Таким образом ребёнок имеет право на защиту от всех форм насилия, а к лицам совершающим насильственные действия применяются социальные, административные и законодательные меры предусмотренные УК РБ.
Советы родителям:
Мы все хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо и были счастливы. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть всё хорошее, что есть в наших детях.
Ребёнок стал замкнут – поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит. В случае когда разговор с ребёнком не получается, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.
Рассказывайте своим детям о том, что в отношении их могут быть предприняты насильственные действия. Объясните им простые правила как их избежать:
- надо прежде всего не провоцировать (обзывания, шлепки, оскорбления, неуважение повлекут за собой ответные агрессивные действия; слишком открытая, обтягивающая одежда может привлечь насильника и т. д.)
- соблюдайте меры предосторожности (не гуляйте в пустынных местах, возвращайтесь домой до темноты, не верьте заманчивым обещаниям, не ходите в гости к малознакомому человеку, нельзя выполнять поручения случайных знакомых; если вас кто-то настойчиво преследует, звоните по телефону и т. д.);
- будьте разборчивы в выборе друзей.
Если ваш ребёнок попал в секту:
- не позволяйте себе агрессивных высказываний в адрес его увлечения – ваша ссора с ребёнком будет им только на руку;
- постарайтесь выявить и устранить источник тех проблем, которые загнали его в секту;
- мягко обращайте внимание вашего ребёнка на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять.
- старайтесь укрепить эмоциональную связь с ним, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни в вашей семье.
Во избежание жестокого отношения в семье:
- знайте любой проступок ребёнка – это ваша вина (не доглядели, избаловали, не объяснили, сами поступаете так же).
- помните «Что посеете, то и пожнёте». Ваше отношение к окружающим вас людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям.
- нельзя переносить на ребёнка свои проблемы и неудачи. Помните: он не отвечает за поступки других (мужа, начальника и т. д.).
- очень бережно относитесь к ребёнку. При конфликтной ситуации принимайте справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.
- если вы продумываете наказания за что-либо, вы должны обязательно продумать поощрение
- не требуйте от ребёнка больше, чем он может. Соизмеряйте реальные силы ребёнка, знания и навыки. То, что для Вас является естественным, ребёнку может быть неизвестно.
- откажитесь от командно-распорядительного тона и перейдите к просьбе. Не требуйте, чтобы всё было по-вашему, только на том основании, что вы родитель.
- перейдите к рассудительному стилю семейного воспитания. Научитесь спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка.
- исключите из речевого оборота угрозы, оскорбления и слова унижающие вашего ребёнка (клички, обзывательства и т. д.).
- обращайте внимание на свои чувства («Мне жаль…», «Я расстроена…», «Мне обидно..» и т. п.).
- вместе с ребёнком размышляйте над возникшими проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.
- если всё-таки сорвались, не забудьте извиниться и обсудить с ним эту проблему. Признавайте свои ошибки. Обязательно скажите ребёнку, что вы его любите и простили.
Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка!
Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!
Литература:
Жестокое обращение с детьми./ Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал и др.
– М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 2003.
Котова И. Невыполнимые советы по воспитанию: книга для психологов, родителей и детей. – М.: Чистые пруды, 2016
Борба М. нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ним бороться. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015.
Т. Уржумова Стили семейного воспитания.// Школьный психолог. – 2018 – №16
Кулинич Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.