Игровой тренинг для школьников
«Мы такие разные - мы такие равные»
Практическая значимость тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить обучающихся толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию обучающихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.
Задачи:
Воспитательные:
1) Формировать толерантные установки по отношению к друг к другу;
2) Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
3) Формировать представления о равенстве в общении с участниками тренинга и иными спутниками жизни.
Развивающие:
4) Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;
5) Развивать творческий потенциал учащихся.
Обучающие:
6) Знакомить детей с понятием “толерантность”.
7) Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
Методы работы:
Беседа, игра, работа в парах, экспресс диагностическая методика, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: обучающиеся 1-7 классов.
Материалы и оборудование:
мультимедийное оборудование, (ноутбук) презентация;
Музыкальное оформление: песни - «Дружба», «Улыбка», «Вместе весело шагать», музыка для релаксации;
пазлы с картинками; буквы распечатанные;
Готовые лепестки из цветной бумаги для эмблемы цветка «толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
При реализации программы тренинга мы ждём от учащихся следующих результатов:
понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают; осознанию себя как личности.
развития терпимости и уважения к разным людям;
формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
умения взаимодействовать в группе.
развития творческого потенциала
Для успешного и результативного проведения тренинга педагог или психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Ход проведения тренинга:
Дети заходят в актовый зал и рассаживаются на стулья в полукруг. Звучит музыка.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.
Что такое толерантность? Давайте попробуем разобраться.
16 ноября – Международный день толерантности.
- А вы знаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?..
Дети: - С приветствия.
И мы мероприятие начнем с приветствия, Вы называете свое имя и одно положительное качество.
- трудно ли было вам говорит о своем положительном качестве? Почему?
Игра «Давайте поздороваемся».
Мы сейчас с вами поприветствовали друг друга, а какие еще способы приветствия вы знаете? Предлагаю поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия. Желающие?
- Задание понятно?
Итак, начали…(звучит песня «………….»)
- У всех получилось? Интересно было?...Какие трудности были?
Спасибо. Молодцы.
- Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.
- Давайте сейчас же проявим толерантность и произнесем нужные слова.
(Зачитывание и разъяснение смысла, каждого прочитанного слова:
уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость (звучит релаксационная музыка)
- Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева…
Представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.
- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих партнеров?
- Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга.
Игра «Собери слово».
Сейчас я вам раздаю буквы и из этих букв нужно собрать слово. Работаем командой и дружно. (Например: понимание, поддержка)
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы? Экспресс диагностика
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
- Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и учимся в одной школе, в одном классе и поэтому… мы должны принимать друг друга такими как есть. И у каждого из вас разные интересы, способности, хобби
Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, называется
«Аплодисменты»
Попрошу встать тех, кто умеет:
кататься на роликах;
надувать пузырки;
вышивать;
сочинять стихи;
играть в футбол;
танцевать;
плавать и т. д
играть в шахматы;
играть на гитаре;
рассказывать смешные истории;
играть в хоккей; итд (Остальные учащиеся аплодируют)
Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет на гитаре, кто то любить плавание, но нам всем хорошо вместе.
Задание командам. Игра «Собери пазлы»
Ваша задача, как можно быстрее, а главное вместе, дружно всей командой собрать пазлы в картинку. ( разрезанные на кусочки рисунки нужно собрать)
(звучит музыка песня «Вместе весело шагать»)
Упражнение «Черты толерантной личности».
Педагог раздает учащимся бланк вопросника, в котором указаны 10 черт толерантной личности.
Черты толерантной личности |
Колонка А |
Колонка В |
Расположенность к другим |
|
|
Снисходительность |
|
|
Терпение |
|
|
Чувство юмора |
|
|
Чуткость |
|
|
Доверие |
|
|
Умение владеть собой |
|
|
Доброжелательность |
|
|
Умение не осуждать других |
|
|
Обучающиеся в колонке А должны поставить знак «+» напротив тех черт характера, которые по их мнению у них наиболее выражены. И знак «-» напротив трех черт , которые наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставить знак «+» напротив трех черт, которые, на их взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Педагогу следует подчеркнуть, что бланки останутся у них и о результатах никто не узнает, поэтому отвечать следует честно.
Затем педагог вместе с обучающимися заполняет бланк вопросника, который был заранее подготовлен на доске. Педагог просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество толерантной личности. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являютя ядром толерантной личности. (с точки зрения данной группы)
Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Но нужно стараться быть толерантным.
-Вы поняли, что такое толерантность?
Давайте, как и пазлы соберём все слова, которые составляют понятие толерантность. Все вместе создадим свою эмблему толерантности -
«Цветок толерантности». Обучающимся раздаются разноцветные лепестки цветочка, где они напишут слова, означающие толерантность и каждый свой лепесток приклеить.
Игра «Это здорово!»
Сейчас мы с вами все вместе сделаем большой круг и по очереди каждый из вас скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею играть на флейте», «Я умею печь торты», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором поддержать и отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.
Проявлять толерантность — это значит уважительно относится к своим родителям, учителям, одноклассникам , друзьям, бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.
В конце мероприятия с учащимися обмен мнениями и ответы на вопросы рефлексии: Что сегодня понравилось? Что было трудно? Что хочется пожелать организаторам?
Сейчас все вместе станем в круг, и по цепочке каждый скажет одно хорошее слово соседу. Не забываем сказать спасибо.
Будьте толерантны!
Спасибо всем! До новых встреч!