rubeen

Игровой тренинг для школьников 

«Мы такие разные - мы такие равные»

Практическая значимость тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить обучающихся толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию обучающихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель тренинга:  Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.

Задачи:

Воспитательные:

1)    Формировать толерантные установки по отношению к друг к другу;

2)    Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

3)    Формировать представления о равенстве в общении с участниками тренинга и иными спутниками жизни.

Развивающие:

4)    Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;

5)    Развивать творческий потенциал учащихся.

Обучающие:

6)    Знакомить детей с понятием “толерантность”.

7)    Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций; 

 

Методы работы:

Беседа, игра, работа в парах, экспресс диагностическая методика, релаксация, творческие задания.

Возраст участников:  обучающиеся  1-7 классов.

Материалы и оборудование:

                     мультимедийное оборудование, (ноутбук) презентация;

                     Музыкальное оформление: песни -  «Дружба», «Улыбка», «Вместе весело шагать», музыка для релаксации;

                     пазлы с картинками; буквы распечатанные;

                     Готовые лепестки из цветной бумаги для эмблемы цветка  «толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.

При  реализации  программы тренинга  мы ждём от учащихся следующих результатов:

                    понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают; осознанию себя как личности.

                    развития терпимости и уважения к разным людям;

                    формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;

                    умения взаимодействовать в группе.

                    развития творческого потенциала

   Для успешного и результативного проведения тренинга педагог или психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Ход проведения тренинга:

Дети заходят в актовый зал и рассаживаются на стулья в полукруг. Звучит музыка.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.

Что такое толерантность? Давайте попробуем разобраться.

16 ноября – Международный день толерантности.

- А вы знаете, что такое толерантность?

(ответы детей)

- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни.  Но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?..

Дети: - С приветствия.

 И мы мероприятие начнем с приветствия,  Вы называете свое имя и одно положительное качество.

- трудно ли было вам говорит о своем положительном качестве? Почему?

Игра «Давайте поздороваемся».

 Мы сейчас с вами поприветствовали друг друга, а какие еще способы приветствия вы знаете? Предлагаю поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия. Желающие?

- Задание понятно?

Итак, начали…(звучит песня «………….»)

- У всех получилось? Интересно было?...Какие трудности были?

 Спасибо. Молодцы.

- Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.

    - Давайте сейчас же проявим толерантность и произнесем нужные слова.

(Зачитывание и разъяснение смысла, каждого прочитанного слова:

уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость (звучит релаксационная музыка)

- Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева…

Представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих партнеров?

- Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться  слышать, понимать и чувствовать друг друга.

Игра «Собери слово».

Сейчас я вам раздаю буквы и из этих букв нужно собрать слово. Работаем командой и дружно. (Например: понимание, поддержка)

- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы? Экспресс диагностика

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если  фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

- Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и учимся в одной школе, в одном классе и поэтому… мы должны принимать друг друга такими как есть. И у каждого из вас разные интересы, способности, хобби

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, называется

«Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

        кататься на роликах;

        надувать пузырки;

        вышивать;

        сочинять стихи;

        играть в футбол;

        танцевать;

        плавать и т. д

        играть в шахматы;

        играть на гитаре;

        рассказывать смешные истории;

        играть в хоккей; итд    (Остальные учащиеся аплодируют)

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет на гитаре, кто то любить плавание, но нам всем хорошо вместе.

Задание командам. Игра «Собери пазлы»

Ваша задача, как можно быстрее, а главное вместе, дружно всей командой собрать пазлы в картинку. ( разрезанные на кусочки рисунки нужно собрать)

(звучит музыка песня «Вместе весело шагать»)

Упражнение «Черты толерантной личности».

Педагог раздает учащимся бланк вопросника, в котором указаны 10 черт толерантной личности.

 

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим

 

 

Снисходительность

 

 

Терпение

 

 

Чувство юмора

 

 

Чуткость

 

 

Доверие

 

 

Умение владеть собой

 

 

Доброжелательность

 

 

Умение не осуждать других

 

 

Обучающиеся в колонке А должны поставить знак «+» напротив тех черт характера, которые по их мнению у них наиболее выражены. И знак «-» напротив трех черт , которые наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставить знак «+» напротив трех черт, которые, на их взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Педагогу следует подчеркнуть, что бланки останутся у них и о результатах никто не узнает, поэтому отвечать следует честно.

Затем педагог вместе с обучающимися заполняет бланк вопросника, который был заранее подготовлен на доске. Педагог просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество толерантной личности. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являютя ядром толерантной личности. (с точки зрения данной группы)   

Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Но нужно стараться быть толерантным.

-Вы поняли, что такое толерантность?

Давайте, как и пазлы соберём все слова, которые составляют понятие толерантность. Все вместе создадим свою эмблему толерантности -

 «Цветок толерантности». Обучающимся раздаются разноцветные лепестки цветочка, где они напишут слова, означающие толерантность и каждый свой лепесток приклеить.

Игра «Это здорово!»

Сейчас мы с вами все вместе сделаем большой круг и по очереди  каждый из вас скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею играть на флейте», «Я умею печь торты», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором поддержать и отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

Проявлять толерантность — это значит уважительно относится к своим родителям, учителям,  одноклассникам , друзьям, бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

В конце мероприятия с учащимися  обмен мнениями и ответы на вопросы рефлексии: Что сегодня понравилось? Что было трудно? Что хочется пожелать организаторам?

 Сейчас все вместе станем в круг, и по цепочке каждый скажет одно хорошее слово соседу. Не забываем сказать спасибо.

Будьте толерантны!

Спасибо всем! До новых встреч!