ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий обучающийся каждый день должен делать выбор, противостоять трудностям, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на ценностях и собственном приобретенном опыте. Формирование медийной культуры и подготовка обучающихся и их родителей к жизни в информационном обществе становится актуальным направлением в воспитательной работе учреждения общего среднего образования.
Современные цифровые технологии являются источником прогресса, обеспечивают коммуникативное равенство, интерактивность социального обмена. Вместе с тем Интернет-пространство несет в себе и ряд негативных влияний, разрушающих как психическое, так и физическое здоровье детей и подростков.
По результатам опроса, проведённого среди 39 учащихся школы можно сказать о том, что сегодня наиболее популярным видом интернет- общения детей являются социальные сети, а именно YouTube, TikTok, ВКонтакте, Instagram. Как правило, освоение данной социальной сети начинается детьми с 3-4-х классов. К 7 классу практически все учащиеся выходят в эту сеть ежедневно. При этом большинство родителей (80% из 25 опрошенных) такое положение дел не то, что не беспокоит, а даже радует:
«Ребенок сидит дома. С плохой компанией не общается»; 65% опрошенных родителей вообще не знают, чем занимается в Интернете их ребенок; 20% взрослых ограничивается формальными вопросами: «Что ты там делаешь?» Между тем, риск для ребенка от свободного странствия по сети может быть не меньшим, чем от считающихся вредными способов времяпрепровождения.
Учитывая сказанное, актуальность опыта работы определяется возрастанием повышением роли и значимости медиаграмотности членов современного общества.
Чтобы уменьшить риски нахождения детей в сети Интернет, учреждению образования необходимо организовать активную, но безопасную деятельность подростков в информационной среде социальных сетей – создавать уникальный контент и общаться с пользователями. При правильной работе с социальными сетями, они станут площадкой для распространения идей и открытого общения. Основной акцент ставится на деятельность в социальных сетях участников детской организаций ОО «БРПО».
В проекте Концепции развития Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» на 2021-2025 годы, одним из стратегических направлений деятельности пионерской организации является формирование у её членов медиаграмотности и безопасности в цифровом пространстве.
Цель – развитие медиаграмотности обучающихся посредством деятельности пионерских дружин в интернет-пространстве.
Задачи:
- показать возможности деятельности пионерской дружины в интернет-пространстве как эффективного инструмента развития медиаграмотности обучающихся;
- представить эффективные формы работы по популяризации деятельности пионерской дружины в социальных сетях YouTube и TikTok.
- показать динамику развития медиаграмотности обучающихся посредством деятельности пионерской дружины в интернет-пространстве.
Ведущая идея опыта состоит в том, чтобы направить деятельность детей в социальных сетях в правильное и безопасное русло, придать целенаправленную образовательную активность.
В современных исследованиях в контексте глобального информационного пространства уделяется много внимания использованию молодым поколением медиа. Одним из основных направлений в деятельности детских и молодёжных объединений может стать медиобразование, которое возникло как инструмент защиты от вредных эффектов и трендов медиа в конце XX века в России и странах Европы.
Под медиаграмотностью мы понимаем способность и готовность обучающихся использовать, оценивать и критически анализировать, а также передавать медиаинформацию в различных видах, применять их в процессе деятельности детской организации.
В век информации и большого значения средств массовой информации обучающиеся должны обладать знаниями и умениями не только пользования средствами информации, но и иметь понятие о принципах их работы. Социальные сети – это специальные сайты, которые позволяют создавать социальные связи между пользователями, обмениваться информацией, общаться, дружить. При этом важно дать возможность обучающимся осознать, что Интернет – это не только игры и социальные сети, а прежде всего источник самообразования и саморазвития человека.
Работа педагогического коллектива учреждения образования по развитию медиаграмотности обучающихся реализуется в рамках комплексной программы общественного объединения «Свой голос», которая направлена на самореализацию членов ОО «БРПО» посредством включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации. Возникает потребность в создании информационной среды (фото 1.), которая характеризуется умением применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, умения создавать информационный продукт.
В нашей детской организации информационная среда включает в себя следующие структурные элементы:
Кроме того, в государственном учреждении образования «Матвеевская средняя школа» функционирует пресс-центр «Наш голос», который выпускает ученическую газету «Криничка» (фото 3.). В состав редколлегии входят представители от каждого класса. Пресс-центр «Наш голос» - это самоорганизующаяся и самоуправляемая группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности обучающихся.
Особенности работы с ученической газетой «Криничка» (фото 6) заключаются в формировании пресс-центра и определении их обязанностей, а также взрослого лидера (педагог учреждения образования или члена ОО «БРСМ»), ответственного за выпуск школьного издания. Важным в работе пресс-центра является и периодичность издания ученической газеты (от 1 раза в месяц до 1 раза в четверть, спецвыпуски), тематические рубрики (например, «Пионерская страничка», «Из жизни «первички», «Спорт в народ», тема выпуска и др.).
Работа пресс-центра предусматривает участие и в конкурсах, посвященных данной тематике. Как итог: 3 место в районном этапе республиканского конкурса юных журналистов «Ты в эфире»; 3 место в районном этапе областного конкурс видео- и фоторепортажей «Мой горд» с публикацией в местных средствах массовой информации в номинации «Лучший фоторепортаж»; 2 место в областном конкурсе видео- и фоторепортажей «Мой город», 3 место в районном конкурсе детской прессы «Голоса Надежды», 2 место в республиканском пионерском проекте «ProMedia».
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» постоянно находится в поиске новых интересных форм и методов работы с детьми и подростками. Согласно Постановлению № 6 от 16.02.2021 X Пленума Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» проводниками медиаграмотности должны стать информационно-медийные центры пионерских дружин Республики Беларусь. Как итог, в феврале 2021 года на базе пионерской дружины имени Владимира Николаевича Карвата государственного учреждения образования «Матвеевская средняя школа» был создан информационно-медийный центр (ИМЦ) «Новое поколение», что сыграло значительную роль в совершенствовании медийной грамотности у членов ОО «БРПО».
Деятельность медийного центра «Новое поколение» направлена на информационное сопровождение детских мероприятий, проектов, конкурсов в различных форматах:
- материал в школьную газету (печатная версия либо электронная газета на базе социальной сети);
- операторская работа (обеспечение фото- и видеосъёмки с последующей обработкой и размещением в сети Интернет);
- освещение мероприятий (пост-релиз, информационное сообщение для размещения на страницах и группах в социальных сетях);
Структура информационно-медийного центра «Новое поколение» включает в себя следующие направления:
- выпуск школьной газеты «Криничка»;
- вкладка «Пионерская дружина имени Владимира Николаевича Карвата» на сайте учреждения образования;
- социальные сети: группа в ВКонтакте, аккаунты в Instagram и TikTok;
- школьное ТВ на видеохостинге YouTube;
- участие в конкурсах и мероприятиях информационно-медийного направления.
В январе 2021 года, с целью развития медийной грамотности у членов ОО «БРПО», стартовал республиканский пионерский проект «ProMedia». Он стал первым бесплатным образовательным курсом для ребят 12–17 лет, который помог развить навыки в сфере журналистики, монтаже, съемке, ведению и продвижению социальных сетей. Обучающиеся нашей школы приняли участие в республиканском пионерском проекте «ProMedia».
Всего курс состоял из 12 образовательных блоков по четырем направлениям: информационная культура и безопасность, личный блог, фото/видеоконтент, продвижение. Проект был завершён в январе 2022 года. Кузьма Мариана, активная участница проекта от нашей дружины, заняла 2 место, набрав 133 балла.
В 2019 году пионерская дружина имени Владимира Карвата появилась в социальных сетях Instagram (фото 4.) и ВКонтакте (фото 5.), а в 2020 – в TikTok. Проведя опрос среди обучающихся, был сделан вывод, что более популярным и чаще посещаемым являются TikTok и Instagram.
Главная составляющая данной социальной сети – пост-фотография, которая помечается хэштегом (ключевое слово, слово-навигация, метка), которые после публикации сообщения превращают их в кликабельные гиперссылки, позволяющие получать информацию. Большой пласт работы в соцсетях выполняют ребята из информационно-медийного центра «Новое поколение». Именно на них лежит ответственность за размещение информации и рекламу деятельности пионерской дружины на страницах в Интернете.
На протяжении 4 лет существует канал на YouTube – МатвеевцыTV, который выполняет роль не только видеостудии дружины (приобретение навыков съемки и монтажа видео), но и служит рекламой для привлечения детей к участию в мероприятиях и конкурсах. YouTube стал первой социальной сетью с медиа-контентом, которую стали осваивать в пионерской дружине имени Владимира Николаевича Карвата. На декабрь 2022 года канал «МаTVеевцы» (фото 6.) содержит 245 видео. Количество подписчиков – 337. Согласно опросу, 60% подписчиков – это учащиеся учреждения образования, 10% – родители учащихся.
По тематике видео разделены на плейлисты, что значительно облегчает поиск по категориям. Всего на канале 4 плейлиста: «Пионерский калейдоскоп» (пионерская дружина имени Владимира Николаевича Карвата), «Союз молодёжи» (первичная организация Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи» имени Николая Амшея), «Филиал «Матвеевский ДК» (праздники и концерты филиала «Матвеевский Дом культуры») и «Matveevcy» (разное: природа агрогородка, обзоры и т.д.).
Плейлист «Пионерский калейдоскоп» состоит из 73 видео различной тематики: видео визитных карточек дружинных и районных конкурсов, материалы конкурсов и агитбригад, челленджей, флешмобов, баттлов, мастер-классов, видео экскурсий, backstage и т.д.
Для оптимизации работы в социальных сетях предусматривается изучение и выполнение следующих лайфхаков, которые выведены самими обучающимися:
Для YouTube:
1) Делайте к каждому выложенному видео описание и заголовок с правильными ключевыми словами, не забудьте о метках, выбирайте соответствующую категорию.
2) Проставляйте ссылки на ваши видео в максимально возможном количестве мест - в комментариях, соцсетях и других местах, где берете трафик для раскрутки обычного сайта.
3) Чем больше у вас видео, тем проще раскрутить канал. Поэтому параллельно с раскруткой почаще обновляйте свой канал.
4) Вызывайте у людей желание действовать и повторять за вами, ставить лайки. Может показаться странным, но те ролики, в которых авторы напоминают поставить лайк, имеют этих лайков больше всего.
5) Следите за актуальностью. Видео для вашего канала должно быть востребованным и соответствовать современным тенденциям.
6) Отвечайте на комментарии и вопросы под видео.
7) Создайте интересное интро (видеозаставку) для канала.
Для TikTok:
1) Настройка и оформление аккаунта. Профиль должен отражать характер и вид деятельности.
2) Наполнение контентом (дуэты, челленджи, реакции, танец под музыку, туториалы, лайфхаки, скетчи, пародии). Видео должны быть веселыми, оригинальными, запоминающимися.
3) Отнеситесь к съемкам серьезно – заранее продумайте сюжет, подготовьтесь, порепетируйте.
4) Регулярность публикаций (1-2 видео в день).
5) Грамотно подбирайте музыку. Она должна быть либо трендовой, либо просто подходить под сюжет видео.
6) Делайте описание к ролику. Хотя бы 1-2 предложения. В конце можно задать вопрос подписчикам, чтобы побудить их к ответам или действиям. Каждый комментарий и лайк засчитывается алгоритмом и влияет на попадание в «Рекомендуемые».
7) Следите за трендами – снимайте видео на популярные темы, создавайте креативные видео.
TikTok - это социальная сеть, сервис для просмотра огромного количества видео, цепляющих внимание человека. Приложение является самым прогрессирующим инструментом нового интернета. Уже в 2020 году приложение TikTok стало самым скачиваемым приложением в мире
На декабрь 2022 года аккаунт «brpo_matveevcy» в TikTok содержит 94 видео. Количество подписчиков – 306. Согласно опросу, 50% подписчиков – это учащиеся учреждения образования. На платформе представлены видео разной тематики: материалы конкурсов, баттлов, челленджей, флешмобов, обзоры, а также адаптация трендов под пионерские реалии (например, Тимуровцы.by). Согласно опросу, 40% подписчиков – это учащиеся учреждения образования, 5% - родители учащихся. (фото 7).
Показателями эффективности работы является: 3 место в районном марафоне «Новогодний супер-привет от пионеров!»; 3 место в районном этапе областного конкурса образовательных видеоклипов «Мой маленькі куточак»; 3 место в районном пионерском мессендже «С Днем пионерской дружбы» в номинации «Электронная открытка»; 3 место в районном пионерском видео-кроссинге «Эхо войны»; 2 место в районном этапе областного Тик-Ток-челленджа «Пионеры нового поколения – 3.0», 2 место в республиканском пионерском проекте «ProMedia», 1 место во II республиканском фестивале-конкурсе «Огонек приглашает друзей».
Таким образом, через проведение работы по популяризации деятельности детских и молодёжных общественных объединений в социальных сетях, обучающиеся научились работать в группе, сотрудничать, самостоятельно учиться, осуществлять поиск и обработку информации, постоянно повышать собственный образовательный уровень.
Эффективному сочетанию традиций и инноваций в деятельности пионерской дружины, признанию позитивного имиджа, а также развитию медийной грамотности среди членов дружины и их родителей способствует работа информационно-медийного центра «Новое поколение». Можно проследить увеличение использования возможностей сети Интернет, информационно-коммуникационных технологий в работе с членами ОО «БРПО», продвижение в информационном и социальном пространстве перспективных лидеров дружины из числа пионерского актива.
Работа нашего учреждения образования по данным направлениям способствует развитию медийной грамотности обучающихся, так и приобретению умений и навыков работы с информацией и ее обработкой, развивается информационная культура личности, а соответственно, нарабатываются навыки информационной безопасности и защиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аношкова, Т.А. Медиаграмотность как навык XXI века в современном образовании // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания. – 2019. – С.602-606.
- Антипина, Н.Л., Герасимова, Г.И. Исследование медийно-информационной грамотности российских подростков // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – С.42-49.
- Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и совремемнность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений/ В.В.Буткевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
- Дворянчиков, Я.В., Шепелева, Е.С. Роль TikTok в социализации детей и подростков // Форум молодёжной науки. – 2021. – №6. – Выпуск 2. – С. 11-16.
- Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е. П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 4. – С. 30–34.
- Рекомендации (гражданственность и патриотизм) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mtec.by/rekomendacii. – Дата доступа: 24.09.2022.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Торхова, А.В. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. В.Торхова, И. А. Царик. – Минск: НИО, 2016. – 216 с.
- Троянская, С.Л., Хазиева, Д.Ю. Сравнительное исследование показателей медиакомпетентности у школьников и студентов // Медиасреда. – 2019. – С. 101-110.
- Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. – 2007. – № 10. – C.75–108.