rubeen

 

 

В 2020 году учреждение образованитя принимает участие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды».

Актуальность

     Психологически безопасная образовательная среда предполагает такое взаимодействие субъектов, в котором исключены проявления психологического насилия в коммуникативном процессе, что способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, подчеркивает значимость образовательной среды, в которой созданы все условия для психического здоровья всех участников.

   Актуальность детерминирована обострением в педагогической практике следующих противоречий:

1. между наличием научного обоснования психологически безопасных условий образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогических работников в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в образовании детей различных групп;

2. значимость проблемы создания психологически безопасной образовательной среды для обеспечения разностороннего развития личности обучающегося и недостаточным взаимодействием участников образовательного процесса, учреждений образования координирующих воспитательное направление;

3. повышением качества образования и подготовкой обучающегося к угрозам и рискам и навыков их преодоления; поведению в экстремальных ситуациях и умению предвидеть такие ситуации, их различать и тем самым обеспечить свою безопасность;

4. разницей в представлениях об условиях психологической безопасности образовательной среды и уровнем удовлетворенности образовательной средой участников образовательного процесса.

   Социально-педагогический центр в реализации обозначенных проблем играет роль создателя профессиональной площадки (сообщества) педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования для обмена опытом и повышения профессиональных компетенций, координатором по основным направлениям работы специалистов социально-педагогически и психологических служб.

 Поэтому сегодня назрела необходимость выявления условий и способов, обеспечивающих устойчивое становление и развитие взаимодействия субъектов профилактики в учреждениях общего среднего образования. Постоянное взаимодействие социально-педагогического центра и учреждения образования обеспечит защищенность всех участников образовательной среды от насилия и неуважения.

Разработчики проекта: Трапчик Ирина Владимировна – директор государственного учреждения образования «Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», Чижик Тамара Валентиновна – заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Консультанты проекта: Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент, Овсянникова Оксана Петровна, педагог-психолог высшей категории управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Сроки проведения инновационного проекта: 2020-2023 гг.

Цель: создание психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования через организацию работы по внедрению модели  взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования

Задачи:

1. Осуществить отбор эффективных форм, средств, методов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса по обеспечению безопасной образовательной среды.

2. Создать педагогические условия для эффективности внедрения модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды:

- систематическое отслеживание социально-психологического климата образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе обучения;

- повышение психологических компетенций педагогов, обучающихся и их родителей;

-оказание необходимой психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям.

3. Создать информационно-методическую базу для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогических работников учреждения образования.

4. Обобщить, систематизировать и распространить опыт по внедрению в педагогическую практику модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды.

Научные теоретические основы 

         Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые такие как: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. В. Дубровина, Б. Краус, Б. Ф. Ломов, В. А. Левин, А. А. Реан, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова, В.В. Семикин, В.А. Ясвин, В.А. Караковский Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев и другие. Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы А. Г. Асмолова, А. И. Донцова, В. В. Рубцова, А. Л. Свенцицкого, И. Р. Сушкова, Н. П. Фетискина и другие.

         Теоретико-методологические подходы, которые положены в основу инновационного проекта и внедряемой модели – личностно ориентированный подход, деятельностный подход, системный подход, социокультурный подход, событийный подход, средовой подход.

    В ходе реализации проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды» предполагается использовать следующие принципы: принцип системности, принцип компетентности, принцип природосообразности, принцип учета возрастных особенностей, принципы индивидуализации и дифференциации, принцип целостности. 

   Структурными компонентами модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды выступают концептуально-целевой, содержательно-деятельностный, результативно-коррекционный блоки.

Критерии эффективности: 

- отношение к образовательной среде; 

- уровень удовлетворенности значимыми характеристиками школьной среды;

- уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействий; 

- оценка субъективно переживаемой безопасности/небезопасности и риска  буллинга; 

- наличие и степень выраженности эмоциональных нарушений у обучающихся;

-  уровень эмоционального выгорания педагогов; 

- уровень родительских компетенций в вопросах оказания эмоциональной поддержки и помощи детям, в том числе находящимся в кризисных состояниях; 

- уровень профессиональных компетенций в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды.

Ожидаемые результаты:

- наличие эффективной модели по обеспечению психологически безопасной образовательной среды посредством взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра;

- методические рекомендации по формированию психологически безопасной образовательной среды в учреждениях образования.