В 2020 году учреждение образованитя принимает участие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды».
Актуальность
Психологически безопасная образовательная среда предполагает такое взаимодействие субъектов, в котором исключены проявления психологического насилия в коммуникативном процессе, что способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, подчеркивает значимость образовательной среды, в которой созданы все условия для психического здоровья всех участников.
Актуальность детерминирована обострением в педагогической практике следующих противоречий:
1. между наличием научного обоснования психологически безопасных условий образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогических работников в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в образовании детей различных групп;
2. значимость проблемы создания психологически безопасной образовательной среды для обеспечения разностороннего развития личности обучающегося и недостаточным взаимодействием участников образовательного процесса, учреждений образования координирующих воспитательное направление;
3. повышением качества образования и подготовкой обучающегося к угрозам и рискам и навыков их преодоления; поведению в экстремальных ситуациях и умению предвидеть такие ситуации, их различать и тем самым обеспечить свою безопасность;
4. разницей в представлениях об условиях психологической безопасности образовательной среды и уровнем удовлетворенности образовательной средой участников образовательного процесса.
Социально-педагогический центр в реализации обозначенных проблем играет роль создателя профессиональной площадки (сообщества) педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования для обмена опытом и повышения профессиональных компетенций, координатором по основным направлениям работы специалистов социально-педагогически и психологических служб.
Поэтому сегодня назрела необходимость выявления условий и способов, обеспечивающих устойчивое становление и развитие взаимодействия субъектов профилактики в учреждениях общего среднего образования. Постоянное взаимодействие социально-педагогического центра и учреждения образования обеспечит защищенность всех участников образовательной среды от насилия и неуважения.
Разработчики проекта: Трапчик Ирина Владимировна – директор государственного учреждения образования «Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», Чижик Тамара Валентиновна – заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
Консультанты проекта: Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент, Овсянникова Оксана Петровна, педагог-психолог высшей категории управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».
Сроки проведения инновационного проекта: 2020-2023 гг.
Цель: создание психологически безопасной образовательной среды в учреждении образования через организацию работы по внедрению модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования
Задачи:
1. Осуществить отбор эффективных форм, средств, методов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса по обеспечению безопасной образовательной среды.
2. Создать педагогические условия для эффективности внедрения модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды:
- систематическое отслеживание социально-психологического климата образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе обучения;
- повышение психологических компетенций педагогов, обучающихся и их родителей;
-оказание необходимой психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям.
3. Создать информационно-методическую базу для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогических работников учреждения образования.
4. Обобщить, систематизировать и распространить опыт по внедрению в педагогическую практику модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды.
Научные теоретические основы
Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые такие как: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. В. Дубровина, Б. Краус, Б. Ф. Ломов, В. А. Левин, А. А. Реан, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова, В.В. Семикин, В.А. Ясвин, В.А. Караковский Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев и другие. Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы А. Г. Асмолова, А. И. Донцова, В. В. Рубцова, А. Л. Свенцицкого, И. Р. Сушкова, Н. П. Фетискина и другие.
Теоретико-методологические подходы, которые положены в основу инновационного проекта и внедряемой модели – личностно ориентированный подход, деятельностный подход, системный подход, социокультурный подход, событийный подход, средовой подход.
В ходе реализации проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды» предполагается использовать следующие принципы: принцип системности, принцип компетентности, принцип природосообразности, принцип учета возрастных особенностей, принципы индивидуализации и дифференциации, принцип целостности.
Структурными компонентами модели взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра по обеспечению психологически безопасной образовательной среды выступают концептуально-целевой, содержательно-деятельностный, результативно-коррекционный блоки.
Критерии эффективности:
- отношение к образовательной среде;
- уровень удовлетворенности значимыми характеристиками школьной среды;
- уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействий;
- оценка субъективно переживаемой безопасности/небезопасности и риска буллинга;
- наличие и степень выраженности эмоциональных нарушений у обучающихся;
- уровень эмоционального выгорания педагогов;
- уровень родительских компетенций в вопросах оказания эмоциональной поддержки и помощи детям, в том числе находящимся в кризисных состояниях;
- уровень профессиональных компетенций в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды.
Ожидаемые результаты:
- наличие эффективной модели по обеспечению психологически безопасной образовательной среды посредством взаимодействия учреждения образования и социально-педагогического центра;
- методические рекомендации по формированию психологически безопасной образовательной среды в учреждениях образования.