rubeen

Классный час: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения»

 

Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу"  (В. Домиль),  "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение", мультимедийный комплекс, мультфильм «Бараны».

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)

Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная  правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте посмотрим один ролик (Бараны по С.Михалкову)

- Что произошло? Кто может определить, как называется подобное столкновение людей?(Конфликты). Чт самое главное не смогли сделать бараны? (договориться, понять др друга, уступить) Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья). Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной си­туации? Тема нашего классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.

3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

4. Беседа по теме.

- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они  заключались?

Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Дети:

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, тот  постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Классный руководитель: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах.

5. Теория и практика.

I группа: Что такое конфликт? Какие ассоуииации он у вас вызывает?

Слайд: Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Учитель: Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Учитель: В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.

II группа: Какой вред приносит конфликт?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Учитель:Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Учитель: Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

III группа:  Перечислите методы, способы предупреждения конфликтов (что можно сделать чтобы избежать конфликта, который вот – вот развернется)

Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

IV группа:   Разыграть ситуацию.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Я забыл их дома.

- Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

- Ладно, понял. Постараюсь больше не забывать учебники дома.

Ситуация 2: 

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Ну да, просто они такие тяжелые и вообще я не знал, что сегодня история.

- Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Но мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники, давай будем это делать по очереди?

- Классно! Давай.

 Учитель: Чем отличаются возражения ученика?

В первой ситуации  мягко намекают, а во второй предлагают компромисс

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Ситуация 2. Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

— Ой, привет, ты где это так подстриглась?

 — А что, тебе не нравится?

— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.

 — Ой, да ты на себя в зеркало посмотри!..

2-й вариант разговора.

— Ой, привет, ты где это так подстриглась?

 — А что, тебе не нравится?

- Тебе просто не идет эта стрижка.

 — Ты на самом деле так считаешь?

— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

 — А что мне делать?

— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

— Пойдем.

Классный руководитель: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры. Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

IV группа: Копилка добрых советов.

Посоветуйте классу как можно избежать конфликтов

Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

6. Игра практикум. Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

В одной из школ Волшебного города есть класс учеников, в котором происходят странные вещи…

Класс условно разделен на две микрогруппы, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.

Предложить действия классу Волшебного города, которые помогут избежать конфликтные ситуации

А сейчас давайте вместе составим памятку или правила, по которым мы будем жить в нашем классе.

  1. Выслушивать точку зрения другого человека до конца.
  2. Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас.
  3. Говорить спокойно, не переходить на оскорбления.
  4. Чаще говорить вежливые слова.
  5. Говорить всегда правду. Ложь не красит человека
  6. Не бояться правды, высказанной в ваш адрес .
  7. Никогда не оправдывать себя. ( Меня не понимают, не ценят)
  8. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

      Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.

  1. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по–разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления. После классного часа давайте попробуем жить по этим правилам и посмотрим, изменится ли что-то в нашем классе или нет, станет меньше конфликтов и ссор или нет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

8. Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

9. Упражнение «Подарок». Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

      17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

10. Заключительное слово. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?

( Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы)

- Что такое конфликты?

- Из-за чего происходят конфликты? (Главное – из-за неумения общаться, слушать, договариваться).

- Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели.

- Так как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов?

Ученица:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

А я желаю всем вам, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо.

12. Песня "Ты да я, да мы с тобой".

Новости образования